В сфере безопасности гидротехнических сооружений в России планируется внедрение Федеральных норм и правил (ФНП), определяющих требования к экспертам в этой области. Проект "Требования к экспертам в области безопасности гидротехнических сооружений" предлагает утвердить новые стандарты, которые будут регулировать формирование экспертных комиссий, квалификационные требования и регламент работы таких комиссий.
2 августа был опубликован Приказ Ростехнадзора, в котором расширили перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований. Эти индикаторы будут использоваться Ростехнадзором в рамках лицензионного контроля за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Приказ Ростехнадзора от 13 декабря 2021 г. N 426 «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований, используемого для осуществления федерального лицензионного контроля за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности» утратил силу.
В новом Приказе МЧС расширен перечень индикаторов риска нарушения требований при проведении федерального государственного пожарного надзора.
В частности, в Приказ добавили новый индикатор риска: наличие у контрольного органа информации о том, что контролируемое лицо владеет, использует или распоряжается объектом надзора, на котором в период 30 дней были проведены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности. Эти работы должны быть проведены юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), которое осуществляет указанную деятельность на соответствующем объекте надзора. Исключением являются случаи, когда за указанный период в отношении объекта надзора проводились плановое контрольное мероприятие и внеплановое контрольное мероприятие в части оценки технического состояния средств обеспечения пожарной безопасности.
Приказ вступает в силу 21 августа 2023 года.
В Постановление Правительства РФ внесли изменения, которые корректируют задачи производственного контроля.
Согласно изменениям, работник, который осуществляет производственный контроль
Проект вносит изменения в приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 N 520.
Уточняется, что горноспасательные работы необходимо будет приостановить с последующим выводом из зоны аварии людей, задействованных в данных работах, если концентрация оксида углерода в рудничной атмосфере в горных выработках составит 5% и более.
Также в проекте исключается норма о том, тупиковых горных выработках. Если они примыкают к горным выработкам с реверсивными позициями плана ликвидации аварии, то тоже должны включаться в зону реверсии.
Также уточняются особенности расчёта взрывоопасности рудничной атмосферы нефтяных шахт.
В пояснительной записке есть информация об актуализации положений Инструкции в результате технического расследования аварий в ООО "Шахта "Листвяжная"и Нефтешахта N 1 производственного объединения "Яреганефть" ООО "Лукойл-Коми".
Обновлённые требования начнут применяться с 1 марта 2024 года.
Проект утверждает формы акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений).
Проект предусматривает необходимость указывания в акте следующих данных:
общие сведения и краткая характеристика ГТС;
анализ и оценка безопасности ГТС, включая определение возможных источников опасности;
сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации повреждений и аварийных ситуаций на ГТС;
выводы и мероприятия.
Проект по новой форме акта начнёт использоваться с 1 сентября 2024 года.
Индикатор риска нарушения обязательных требований - это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля. Сами по себе индикаторы не считаются нарушениями требований, но могут свидетельствовать о наличии таких нарушений и риска причинения вреда.
До этого индикатор риска был только один, сейчас к нему добавили следующие:
Информация у органа, который уполномочен осуществлять надзор в области защиты населения и территорий от ЧС, о повторном случае непрохождения проверочного сигнала "Техническая проверка"в системе оповещения, произошедшем в течение 180 календарных дней со дня выявления первого случая.
Информация у органа, который уполномоченосуществлять федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС, об увеличении в течение 180 календарных дней на 20% и более штатной численности сотрудников контролируемого лица, если ононаходится на территории в пределах границ зон защитных мероприятий, которые установлены вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия.А также возможного радиоактивного и химического загрязнения, устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, при отсутствии сведений об увеличении в течение этих же 180 календарных дней количества запасов средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников контролируемого лица.
Информация у органа, который уполномочен осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о списании и утилизации контролируемым лицом средств индивидуальной защиты при отсутствии в течение 180 календарных дней сведений о восполнении количества запасов средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников контролируемого лица или сведений о сокращении штатной численности работников контролируемого лица, большей или равной количеству списанных и утилизированных средств индивидуальной защиты.
Этот проект опубликовали на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Проект главным образом корректирует два вида мероприятий. Они проводятся для решения задачи, которая связана с оповещением населения в случае военных конфликтов и ЧС природного и техногенного характера.
Первый вид мероприятий - создание, реконструкция и поддержание в состоянии готовности всех систем оповещения населения, в том числе муниципальных и локальных.
Второй вид - обеспечение и осуществление своевременного оповещения населения.
До конца июля проект будет проходить стадию общественного обсуждения.
С 16 мая 2023 года вступает в силу новый Приказ МЧС России от 16.01.2023 N 13.
В нем определили задачи и функции данной подсистемы, органы управления, силы и средства, режимы функционирования и мероприятия, которые проводятся органами управления и силами подсистемы.
В документе есть уточнения, согласно которым органы управления и силы Функциональной подсистемы работают в следующих трех режимах:
- повседневной деятельности - если угроза возникновения ЧС отсутствует;
- повышенной готовности - если есть угроза возникновения ЧС;
- чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
Установление режимов работы Функциональной подсистемы производится Министром в соответствии с Положением о РСЧС.