В проекте определяется индикативные показатели лецензионного контроля за производством маркшейдерских работ, за проведением экспертизы промышленной безопасности, за обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Для этих областей индуктивными показателями определены следующие:
Количество плановых мероприятий по контролю за лицензиатами;
Общее количество внеплановых мероприятий по контролю;
Количество мероприятий, в результате которых были выявлены нарушения требований;
Количество мероприятий, после которых были возбуждены дела об административных правонарушениях.
Другие индикативные показатели.
Вообще показатели используются для того, чтобы мониторить и анализировать контрольную деятельность, выявлять проблемы в ее процессе и определять причины их возникновения. Они характеризуются соотношением между степенью устранения риска и объемом ресурсов, а также уровнем вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
Согласно этому проекту, нужно внести необходимые изменения в постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В пункте 22 данного постановления идет речь о том, что информационное обеспечение системе предупреждения и ликвидации ЧС производится с помощью автоматизированной информационно-управляющей системы. Она представляет собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информации, которые помогают осуществлять обмен данными, сбор, хранение, анализ и передачу информации.
Проект предлагает следующие меры:
Привести состав автоматизированной информационно-управляющей системы в соответствие законодательству. Для этого эти информационные системы нужно включить в пункт 22 вышеупомянутого постановления.
Предусмотреть компетенцию МЧС России по осуществлению функции оператора автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также МЧС России предлагается осуществлять мероприятия по эксплуатации, развитию и ведению информационных ресурсов и баз данных единой системы. Для этого нужно принять соответствующие правовые акты.
Проект предполагает изменения в примечание 3 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно этому примечанию, суммарное количество опасных веществ одного вида учитывается, если расстояние между ОПО насчитывает менее 500 метров. При этом не имеет значения, сколькими организациями они эксплуатируются. Это требование создано для исключения каскадного развития аварий на опасных производствах.
Проект предусматривает вероятность установления случаев, допускающих неприменение суммации опасных веществ при определении класса опасности производств. За определение перечня подобных случаев должен отвечать орган государственного регулирования промышленной безопасности.
В пояснительной записке к проекту замечено, что его реализация требует изменения требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые утверждены приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471. Эти требования предусматривают соответствующих сведений об основаниях и условиях неприменения суммами при регистрации опасного производства. Новые требования должны применяться с 1 марта 2023 года.
В постановлении от 30.11.2021 N 2109 описано, что изменения необходимо внести в следующие положения:
О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007
О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1013.
Изменения коснулись ключевых показателей госнадзора.
Таким показателем в области гражданской обороны считается относительный ущерб, причинённый охраняемым законом ценностям. Показателем ущерб станет в случае, если он будет причинен в ходе одной чрезвычайной ситуации или одного военного конфликта. Также учитывается ущерб, который причинен в результате ЧС в здании, сооружении или на территории, которые используются контролируемым лицом для осуществления деятельности.
В области чрезвычайных ситуаций ключевым показателем стал ущерб, который нанесен охраняемым законом ценностям в рамках ЧС, возникшей в здании, сооружении или на территории, которую использует контролируемое лицо для осуществления деятельности.
Также были изменены формулы, которые помогают рассчитать ключевые показатели.
В целом, ключевые показатели помогают оценить уровень минерализации ущерба и уровень устранения риска в ценностях, охраняемых законом. Они действуют в соответствующей сфере деятельности и контролируются специальным надзорным органом.Теперь можно оценить риск нарушения требований в сфере гражданской обороны с помощью установленного индикатора. МЧС России в приказе от 26.10.2021 N 730 установило индикатор риска, который поможет контролировать учет и снятие с него сооружений гражданской обороны. Им стал факт того, что с учета было снято сооружение гражданской обороны, которым владело или пользовалось контролируемое лицо. При этом сведений о других сооружений гражданской обороны во владении контролируемого лица быть не должно.
Выявленные индикаторы риска могут быть основанием для проведения контрольного мероприятия. За это отвечает орган государственного надзора в области гражданской обороны.