Экологическая безопасность, это одна из составляющих национальной безопасности, некая совокупность природных,социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ,2002) и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст.5 ФЗ-7 от 10 01.2002г.).
Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Экологическое проектирование
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды (для объектов капитального строительства) (ПМООС)
- Мероприятия по охране окружающей среды (для линейных объектов) (ООС)
- Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
- Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС - для объектов капитального строительства)
Мероприятия по охране окружающей среды (ООС - для линейных объектов)
Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (Мероприятия по охране окружающей среды) разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение объектов в соответствии с требованиями ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Постановлению № 87 от 16.02.2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
В разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проводится оценка воздействия на окружающую среду в результате реализации проектных решений в период строительства (реконструкции объекта) и эксплуатации проектируемого объекта и возможность размещения (реконструкции) проектируемого объекта на отведенной территории.
По результатам оценки воздействия разрабатываются мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов.
Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (Мероприятия по охране окружающей среды) включает в себя разработку:
1.Результаты оценки воздействия объекта на компоненты окружающей среды
2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха
3. Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова
4. Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов
5. Мероприятия по охране недр
6. Мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания
«Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) - документ, в котором отражаются результаты деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Разработка проекта СЗЗ (проекта обоснования санитарно-защитной зоны)
Проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03, с учетом положений Генерального плана городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других видов градостроительной деятельности. Проект СЗЗ разрабатывается для отдельных предприятий и групп предприятий как на предпроектной стадии, в составе разрешительной документации на строительство, так и для уже эксплуатирующих предприятий.
Санитарно-защитная зона – территория вокруг предприятия с особым режимом использования, установленная в целях защиты населения от негативного воздействия объекта, с целью обеспечения химического и физического воздействия на среду обитания и здоровье человека до значений, установленных гигиеническими нормативами.
При расположении жилой застройки в нормативной санитарно-защитной зоне предприятия обязательно разрабатывается проект сокращения СЗЗ.
Проект СЗЗ может позволить обосновать сокращение размера СЗЗ, что защитит предприятие как от необоснованных претензий органов Роспотрбнадзора на местном уровне и людей, которые проживают поблизости, так и строительства посторонних объектов на территории созданной СЗЗ нарушающего действующие санитарно-гигиенические нормы.
При мероприятиях, направленных на уменьшение территории СЗЗ требуются натурные наблюдения на границе расчетной санитарно-защитной зоны (замеры уровня шума и химического загрязнения атмосферного воздуха).
Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя следующие разделы:
1. Определение размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха.
2. Определение размера санитарно-защитной зоны предприятия по факторам физического воздействия на атмосферный воздух.
3. Установление итоговой границы санитарно-защитной зоны, по сумме факторов негативного воздействия.
Экологическое нормирование
- Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
- Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
- Разработка проекта ПДВ. Проект предельно – допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ)
Проект Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) является одним из важнейших механизмов экологического нормирования в области обращения с опасными отходами в соответствии с Федеральным законом РФ «Об отходах производства и потребления» (ФЗ–89 от 24.06.1999г.).
Любая деятельность предприятий подразумевает образование отходов. Это могут быть остатки сырья, продуктов и материалов, которые образовались в технологическом процессе, а также продукция не пригодная к использованию. Отходы классифицируются по степени опасности на окружающую среду.
Для получения лимитов на размещение отходов, всем организациям, за исключением субъектом малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность с образованием опасных отходов, необходимо разрабатывать:
1.Паспорта опасных отходов (I –IV класса опасности);
2.Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается с целью утверждения лимитов на размещение отходов и получения соответствующего разрешения. В ходе разработки ПНООЛР выявляются количественный и качественный состав отходов и рассматриваются варианты дальнейшего их размещения, обезвреживания или использования.
Субъекты малого и среднего предпринимательства могут такие проекты не разрабатывать, а представлять свои отчетные данные в форме уведомления органам Росприроднадзора.
Разработанный проект ПНООЛР согласовывается в органах Росприроднадзора и действует в течение 5 лет, при условии ежегодного подтверждения неизменности используемого сырья и производственного процесса.
На основании разработанного Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выдается разрешение на размещение опасных отходов.
Отсутствие Разрешения на размещение отходов влечет за собой увеличение экологических платежей в пятикратном размере (по сверх-лимитам).
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусматривается административная ответственность как для физических, так и для юридических лиц.
Проекты: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) разрабатываются во исполнение Федеральных законов «Об охране окружающей среды» (ФЗ-7 от 10.01.2002г.) и «Об охране атмосферного воздуха» (ФЗ - 96 от 04.05.1999г.).
- Расчет платы за загрязнение окружающей среды (квартальные и годовые отчеты)
- Паспортизация отходов
- Паспортизация газоочистных установок
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 « Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны установить класс опасности отхода для окружающей среды и подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Документом, удостоверяющим класс опасности отхода для окружающей среды, является «Паспорт опасного отхода», который содержит сведения о составе и свойствах отхода.
Паспорта разрабатываются для отходов I- IV классов опасности.
Опасные отходы – отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней) либо отходы, которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакте с другими веществами (ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления).Для определения класса опасности необходимо определить его качественный и количественный состав (лабораторные исследования или данные ГОСТ). При отсутствии отхода в ФККО обосновать класс опасности, в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к соответствующему классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511.
Срок действия паспортов отходов:
- если отходы зарегистрированы в ФККО, федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом № 786 от 02.12.2002 года, и зарегистрированном в Минюсте РФ, № 4107 от 09.01.2003 г. — на данные паспорта срок действия не установлен, при условии, что в качестве сырья и в технологическом процессе нет изменений.
- если отходы не входят в ФККО, их срок действия ограничен до момента регистрации в данном каталоге.
Утверждение паспортов опасных отходов осуществляет Росприроднадзоре.
Отсутствие паспортов опасных отходов на предприятии рассматривается как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, за которые предусматривается административная ответственность как для физических, так и для юридических лиц.
Паспортизация газоочистных установок
Законодательство обязывает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей оформлять паспорт на все газоочистные (ГОУ) и пылеулавливающие установки (ПГУ), которые числятся на балансе предприятия.
Паспорт газоочистных установок — это документ, в котором указываются все технические характеристики установок, прописываются условия и нормы их эксплуатации.
Установки газо - и пылеулавливания используются для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Основными этапами разработки паспортов ГОУ, ПГУ являются:
а) обследование состояния газоочистного или пылеулавливающего оборудования;
б) проведение необходимых замеров;
в) составление паспортов ГОУ, ПГУ;
г) согласование и регистрация паспортов в Росприроднадзоре.
Отсутствие паспорта может привести к административной ответственности, как нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
![]() | ![]() | ![]() |
||||||||
В Омске (3812) 30-82-45 (3812) 30-82-46 |
В Новосибирске (383) 363-17-98 (383) 363-70-64 |
В Томске (913) 850-65-55 |
|
Скачать |