Федеральным законом от 29.05.2023 N 191-ФЗ внесли изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В частности, был уточнен круг НПА, которые составляют законодательство о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС).
Туда дополнительно отнесли федеральные нормы и правила в области безопасности ГТС, которыми должны устанавливаться обязательные требования:
- к безопасности технологических процессов при эксплуатации гидротехнических сооружений;
- к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности ГТС, их сроку работы, знаниям и профессиональным навыкам, которые нужны для проведения госэкспертизы деклараций безопасности ГТС;
- к порядку установления собственником или эксплуатирующей организацией критериев безопасности ГТС, а также организации и осуществления контроля за показателями состояния ГТС;
- к порядку действий при аварии ГТС.
Также были скорректированы некоторые понятия, которые имеют отношение к ГТС.
В Закон N 117-ФЗ дополнительно включены термины "авария гидротехнического сооружения", "вероятный вред", "гидроузел"и "эксперт в области безопасности гидротехнических сооружений".
Ко всему прочему, были актуализированы полномочия Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС.
Предусмотрено, что присвоение или изменение класса опасности ГТС должно производиться по результатам очередного декларирования безопасности ГТС.
К закону добавили информацию о необходимости проектирования, строительства и реконструкции ГТС в соответствии с проектной документацией. Она разработана с учётом класса ответственности ГТС, устанавливаемого в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
Закон уточняет обязанности собственника ГТС и эксплуатирующих организаций, которые должны обеспечивать разработку декларации безопасности ГТС, содержащей критерии безопасности ГТС;обеспечивать проведение регулярных и преддекларационных обследований ГТС;организовывать эксплуатацию ГТС в соответствии с:
- нормами законодательства РФ о техническом регулировании, которые регламентируют требования к надёжности и безопасности зданий и сооружений;
- ФНП в области безопасности ГТС;
- другимиНПА, которые устанавливают требования к безопасности ГТС.
Благодаря новому закону усовершенствованы требования к декларированию безопасности ГТС:
1) декларация безопасности ГТС должна содержать обоснование уровня безопасности ГТС, который устанавливается уполномоченными органами при утверждении декларации безопасности ГТС;
2) при консервации и ликвидации ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, декларация безопасности ГТС должна составляться органами исполнительной власти субъекта РФ;
3) собственник ГТС или эксплуатирующая организация при составлении декларации безопасности ГТС должны обеспечить определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования ГТС.
Также были признаны утратившими силу статьи 17 и 18 Закона N 117-ФЗ, которые касаются финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии ГТС;участия государства в возмещении вреда, причинённого в результате такой аварии.
Кроме того, Законом N 191-ФЗ уточнено, что к особо опасным и технически сложным объектам должны относиться гидротехнические сооружения первого и второго классов ответственности, которые устанавливаются в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Соответствующие изменения внесены в статью 48_1 Градостроительного кодекса РФ.