Утверждено новое положение об организации и проведении негосударственной экспертизы ПСД и результатов инженерных изысканий.
Негосударственной экспертизе быть.
Так 31 марта 2012 года правительство РФ постановлением № 272 утвердило новое положение об организации и проведении негосударственной экспертизы ПСД и результатов инженерных изысканий. Многие вопросы относительно негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий сняты.
12.06.2017 г внесено ряд изменений.Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов за вред, причиненный авариями, возникшими при их эксплуатации
(Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" от 27.07.2010 N 225-ФЗ в редакции от 1812.2018 г.)
В соответствии с требованиями нового закона с 1 января 2012 года владелец опасного объекта обязан за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. В случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию ввод опасного объекта в эксплуатацию не допускается.
АЗС - не опасный производственный объект
В соответствие с требованиями Федерального закона 116-ФЗ в редакции от 29.07.2018 года согласно Таблице 2 все объекты, подпадающие под категорию "Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах" , с объемом хранения менее 1000 тонн горючих веществ - не являются опасными производственными объектами, в том числе и АЗС.
Объекты, подпадающие под категорию "Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе" при использовании в технологическом (знергетическом) блоке более 1 тонны горючей жидкости - являются опасными производственными объектами, однако на АЗС технологический процесс отсутствует.
Ранее еще 07.10.2011 г. принят Государственной Думой РФ Федеральный закон 19 октября 2011 года зарегистрирован за N 283-ФЗ.
Этим законом отнесение автозаправочных станций с заправкой жидким моторным топливом к опасным производственным объектам признано абсурдным. АЗС были отнесены просто к опасным объектам, но от обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте освобождения не получили.
Уточнены некоторые положения "Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" ПП РФ № 879 от 29.10.2010 г.
ПП РФ от 23.06.2011 N 497:
Внести в технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5853), следующие изменения:
а) в абзаце втором пункта 30 слова "III - V степеней" заменить словами "I - III степеней";
б) в подпункте "б" пункта 35 слова "II - V степени" заменить словами "I и II степени";
в) в пункте 38 слова "зданиям II - V степеней" заменить словами "зданиям I и II степеней", слова "II - V степеней" заменить словами "I и II степеней".
ПП РФ от 20.01.2017 N 42:
Внести в технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5853), следующие изменения:
а) в подпункте "б" пункта 12 слово "государственной" исключить;
б) в подпункте "а" пункта 88 слово "государственная" исключить;
в) в пунктах 90, 91 и в подпункте "б" пункта 95 слово "государственной" исключить.
ПП РФ от 14.12.2017 N 1560:
12. К материалам идентификации объектов технического регулирования относятся:
д) сведения о сетях газораспределения и газопотребления, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
Методические рекомендации МЧС России № 2-4-71-3-28 от 10.01.2016 г. по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора
(см. вкладку нормативные акты)
В современной России взгляды и требования в области осуществления федеральными органами исполнительной власти надзорных мероприятий серьезно изменились, в том числе и при осуществлении Федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
18 – 19 февраля текущего года были опубликованы сразу ряд методических рекомендаций по организации надзора в части гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, по вопросам пожарной безопасности и коммерческой эксплуатации маломерных судов.
Обращает на себя требование МЧС России осуществить новый подход надзорных органов к проверке объектов экономики, в том числе с учетом внедрения риск-ориентированной модели организации.
При проведении проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, предусматривается:
анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению объекта, производственного персонала на объекте и населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварии;
проверка выполнения ранее принятых решений органов государственной власти, государственных надзорных и контрольных органов по вопросам готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для работников объекта и населения, проживающего в зоне воздействия поражающих факторов источников возможных чрезвычайных ситуаций, как на самом объекте, так и на рядом расположенных опасных объектах, методов их определения;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
проверка выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на промышленном объекте;
анализ соответствия объектового Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, существующим нормам и требованиям;
проверка наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций; эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта;
контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами;
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом в условиях чрезвычайной ситуации;
оценка наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайной ситуации и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при чрезвычайных ситуаций);
оценка выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия предусмотренных для данного объекта законодательством Российской Федерации декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;
контроль соблюдения установленных сроков разработки декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;
анализ выводов экспертизы декларации безопасности и выполнения рекомендаций экспертной организации по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (из декларации безопасности);
проверка наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Данный подход надзорных органов требует, конечно, многого и от территориальных надзорных органов МЧС России по части подготовки инспекторов, но и для самих организаций в настоящее время требуется также более внимательно следить за вновь поступающей нормативной методической литературой и нормативными актами в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Кстати, только за 2015 год трижды издавались проекты методических рекомендаций по разработке планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Думается, что в ближайшее время они выйдут уже утвержденными МЧС России.
Защитные сооружения Гражданской обороны
Одним из наиболее надежных способов защиты населения в военное время от воздействия последствий применения оружия обычных видов и современных средств массового поражения и в ХХ и в ХХI веке является укрытие в защитных сооружениях. Защитное сооружение – это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества как от воздействия современных средств поражения, так и от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо в результате опасных природных явлений в районах размещения этих объектов. К таким сооружениям относят убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей в военное время могут применяться и простейшие укрытия.
Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) предназначаются для защиты в военное время укрываемых от воздействия оружия массового поражения и должны использоваться в мирное время для нужд народного хозяйства и обслуживания населения (п. 1.1*. СНиП II-11-77*).
Несмотря на острую потребность в ЗС ГО, случилось так, что в последние два десятилетия по разным причинам многие защитные сооружения были приведены в состояние «неготовности к укрытию», часто проданы и перепроданы под видом складских и других хозяйственных помещений, а затем были перестроены и перепрофилированы. Так или иначе, возникла потребность в списании этих ныне непригодных к использованию по назначению защитных сооружений. На то как это сделать и направлены требования приказа МЧС России № 377 от 09.08.2010 года.
Приказом МЧС России от 26.06.2018 N 258 внесены изменения в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (с изменениями на 26.06.2018 года)
- Полный текст приказа МЧС России № 583 и СНиП II-11-77* см. вкладку на Главной странице сайта - "Нормативные акты" - Гражданская защита (ГОЧС).
Опубликована методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методика утверждена Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 ( в редакции от 25.04.2014 г.)
Определен порядок обращения с ртутьсодержащими лампами
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 утверждены "Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде".
PS: - не путать: Методические рекомендации по организации и проведению демеркуризации, разработанные
с учетом положений федеральных нормативных правовых документов и руководящих
документов МЧС России, касающихся работ по ликвидации аварий, связанных с проливом ртути
- см. на вкладке "Нормативные акты" - Гражданская защита (ГОЧС).