Методические рекомендации МЧС России № 2-4-71-3-28 от 10.01.2016 г. по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора
(см. вкладку нормативные акты)
В современной России взгляды и требования в области осуществления федеральными органами исполнительной власти надзорных мероприятий серьезно изменились, в том числе и при осуществлении Федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
18 – 19 февраля текущего года были опубликованы сразу ряд методических рекомендаций по организации надзора в части гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, по вопросам пожарной безопасности и коммерческой эксплуатации маломерных судов.
Обращает на себя требование МЧС России осуществить новый подход надзорных органов к проверке объектов экономики, в том числе с учетом внедрения риск-ориентированной модели организации.
При проведении проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, предусматривается:
анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению объекта, производственного персонала на объекте и населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварии;
проверка выполнения ранее принятых решений органов государственной власти, государственных надзорных и контрольных органов по вопросам готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для работников объекта и населения, проживающего в зоне воздействия поражающих факторов источников возможных чрезвычайных ситуаций, как на самом объекте, так и на рядом расположенных опасных объектах, методов их определения;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
проверка выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на промышленном объекте;
анализ соответствия объектового Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, существующим нормам и требованиям;
проверка наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций; эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта;
контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами;
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом в условиях чрезвычайной ситуации;
оценка наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайной ситуации и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при чрезвычайных ситуаций);
оценка выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия предусмотренных для данного объекта законодательством Российской Федерации декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;
контроль соблюдения установленных сроков разработки декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;
анализ выводов экспертизы декларации безопасности и выполнения рекомендаций экспертной организации по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (из декларации безопасности);
проверка наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Данный подход надзорных органов требует, конечно, многого и от территориальных надзорных органов МЧС России по части подготовки инспекторов, но и для самих организаций в настоящее время требуется также более внимательно следить за вновь поступающей нормативной методической литературой и нормативными актами в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Кстати, только за 2015 год трижды издавались проекты методических рекомендаций по разработке планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Думается, что в ближайшее время они выйдут уже утвержденными МЧС России.